WebScript.Ru
C:\   главная  ::   о сайте  ::  каталог скриптов  ::  гнездо  ::  форум  ::   авторам  :: Новостройки ::   ХОСТИНГ  ::

|| разделы::
|| поиск по сайту::

|| реклама::
|| новости почтой::
Рассылки Subscribe.Ru ::



Новости сайта WebScript.Ru
Популярные статьи

Hot 5 Stories

|| рекомендуем::




Что такое дизайн.


Прислал: Spectator [ 17.05.2001 @ 15:26 ]
Раздел:: [ Публикации ]


 

Начать, думаю, следует с определения, что же такое "дизайн". Обратимся, как говорится, "к первоисточнику". Англо-русский словарь дает такое определение:
design

1. существительное
1) замысел, план
2) намерение, цель
3) замысел (тайно вынашиваемый план); мн. умысел, интрига (on, against)
4) чертеж, эскиз, набросок; рисунок, узор
5) модель, шаблон; лежащая в основе схема; композиция
6) дизайн

2. глагол
1) задумывать, придумывать, разрабатывать; замышлять
2) предназначать (a book designed primarily as a college textbook — книга, предназначенная преимущественно в качестве учебника для колледжей).
3) проектировать; конструировать
4) делать эскизы, наброски, создавать узоры и т. п.

"Мегаэнциклопедия" на km.ru дает следующее определения дизайна:

ДИЗАЙН (от англ. design замысел, проект, чертеж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - художественное конструирование.
Ну а "художественное конструирование" - это "вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами".

Словарь Ожегова пишет о дизайне вот что:

ДИЗАЙН, а, м. Конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.

Артемий Лебедев говорит о дизайне следующее:

"... дизайн, это образ жизни и мысли - дизайнер, вопреки превратному представлению большинства, не только пиксели по экрану гоняет и не только мышью водит по столу. Он делает из хаоса порядок. Он владеет умами. Он создает настроения..."

Все правильно. Но не конкретно. На DeusExMachina есть даже отдельная статья, которая так и называется - "Что такое дизайн". Очень правильная статья.

Можно поспрашивать поисковые машины - что же такое дизайн.

Миша Галушко говорит:

Дизайн - это круглая сковородка.

И он прав, но об этом - ниже.

Итак, что же все-таки такое этот "дизайн?"...

"Дизайн - это умение рисовать такие загогулины, чтобы пользователь, зайдя на сайт, обязательно воскликнул: "Wow! Этот чувак явно крут в Фотошопе!""

Кто-то не совсем правильно, верно? Поэтому многие пользуются для себя другим определением:

"Дизайн - это умение рисовать такие загогулины, чтобы пользователь, зайдя на сайт, обязательно воскликнул: "Wow! У этого чувака явно нет проблем с воображением, а скорее наоборот!""

Зачем они это делают - я опишу позже, а пока - моя формулировка, что же такое дизайн.

Дизайн - конструирование вещей таким образом, чтобы ими было удобно, легко и приятно пользоваться по назначению и (практически) невозможно не по назначению.

(С) Spectator. И можете меня цитировать!

А теперь - буду обосновывать каждое слово. Чтобы не придрались. "Конструирование". Можно использовать "создание", "проектировка" и другие синонимы. То, что дизайн - это создание, думаю, объяснять не надо. Слово "вещь" здесь играет роль собирательного понятия. "Вещью" может быть и сайт, и молоток. Кому не нравится - может использовать слово "сущность", например. То есть дизайн - это создание сущностей.

Теперь надо описать характеристику создания сущностей, ибо не каждый процесс создания можно назвать дизайном. Прежде всего, у дизайна есть цель. Четкая, прагматичная цель: сделать так, чтобы вещь работала по назначению, то есть выделить существенные для работы признаки. Выделить их таким образом, чтобы они были очевидны и "принуждали" пользователя поступать именно так, а не иначе.

К примеру, молоток. Выделяем признак, необходимый для качественной работы: способность забивать гвозди. Замечательно. Значит то место, каким молоток бьет по гвоздю, должно быть твердым и ровным. Логично? Вполне. Берем железную болванку. Гвозди ей уже забивать можно, но все еще не совсем удобно. Добавляем рычаг - рукоятку. Так значительно лучше. Минимум выполнен. А вот все, что идет за минимум и направлено на дальнейшее повышение удобства пользования - как раз то самое, что отличает хороший дизайн от плохого. Можно, например, поместить на рукоятку в некоторых местах резиновые полоски, чтобы рука не соскальзывала. Это будет дизайном. Можно сделать бьющую часть молотка из золота. Это дизайном не будет. Не потому, что золота жалко, а потому что золото - металл мягкий и такой молоток долго не продержится.

Тем не менее, я написал "удобно, легко и приятно пользоваться". В понятие "приятности" входит в том числе и эстетическая красота. Согласитесь, просто приятней держать в руках молоток, металлические части которого, например, хромированы, а не просто являются черными железками. На такой молоток приятней смотреть и другим не стыдно показать.

"...формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды" - это как раз и есть то, что я перечислил. Формирование функциональных качеств - это выделение значимых признаков, необходимых для работы предмета, (удобство и легкость пользования) а формирование эстетических качеств - это создание "приятности" пользования предметом.

"...и (практически) невозможно не по назначению" - здесь я имел в виду "понятный" дизайн. Кнопки должны вожделеть, чтобы на них нажали. Они должны всем своим видом показывать, что они - кнопки. (Смотри пример ниже). Нормальный текст должен всем говорить: "я - нормальный текст! меня нужно читать!", а ссылки - "мы - ссылки! видите, как мы выделяемся? это неспроста!". Сlick here, как говорится. Идеальный дизайн - это такой дизайн, при котором вещь, попав к вам в руки, "сама по себе" занимает удобное положение и вы уже "знаете" - чисто на уровне ощущений - что с этим предметом делать.

Миша Галушко говорит:

Дизайн - это круглая сковородка.

Вот именно это оно и есть. Треугольная сковородка - это не дизайн. Это извращение.

Совершенно замечательная статья: User Interface Design for Programmers. То есть "Дизайн пользовательского интерфейса для программистов". На самом деле там описывается дизайн интерфейсов "вообще". Я прочитал на одном дыхании. Да, все на английском, но на довольно простом уровне. Не примитивно, а скорей наоборот. Но язык простой и понятный. Чувство юмора опять же - просто замечательное. Мне ни разу не пришлось лезть в словарь. В общем, это один из немногих текстов, который мне тут же захотелось перевести на русский язык. Может быть как-нибудь и переведу, хотя зачем? В оригинале вполне удобноваримо. Всем дизайнерам - ознакомиться в обязательном порядке. Лучшие слоты и увлекательные рулетки на нашем сайте.

Следующий пример я нагло утащил оттуда. Вот он:

perfect example of not so perfect design

Наглядная иллюстрация неправильного дизайна. Красиво? Может быть. Но неудобно: сбивает пользователя с толку. "Go" и "Log on" - кнопки, и это видно сразу. Что касается "sitemap" и "help", то поначалу эти надписи не воспринимаются, как кнопки. Когда же до пользователя доходит, что на них можно нажать, он обязательно попытается кликнуть и на надпись "quotes", не являющейся кнопкой.

ИТОГО.

Есть некий предмет, который должен работать так, как планирует дизайнер. Цель дизайна - заставить предмет работать нужным образом с наибольшей эффективностью. С этой точки зрения становятся совершенно понятными сайты "дизайнеров". Есть такие сайты, принцип которых:

"Дизайн - это умение рисовать такие загогулины, чтобы пользователь, зайдя на сайт, обязательно воскликнул: "Wow! У этого чувака явно нет проблем с воображением, а скорее наоборот!""

Но и тут все верно. ЦЕЛЬ такого сайта - показать всем: "Смотрите! Я дизайнер! Я крут!". Именно для этого и нужен "навороченный дизайн" - он осуществляет поставленную цель.

Уточнения.

Вот такие добавления от Александра Ларьяновского:

  From: Alex Laryanovsky
To: Spectator

> Идеальный дизайн - это такой дизайн, при котором вещь, попав к вам в руки, "сама по себе" занимает удобное положение и вы уже "знаете" - чисто на уровне ощущений - что с этим предметом делать.

Нет, Дим, это не идеальный дизайн. Это "хороший нормальный дизайн". Как круглая сковорода. А "идеальный дизайн", это когда сущность "выглядит" как нечто уникальное и особенное, а при использовани столь же проста и удобна, как и без "идеального дизайна", но с "обычным".

И еще - ты, Миша, еще МНОГО человек понимают, где грань между функциональностью и дизайном. Более того, и ты тоже про это писал много раз. Но в этой статье ты не четко отделил зерна от плевел и, мне кажется _не_все_ читатели сходу поймут разницу, тем более что "треугольная сковородка" - это функциональность.

Действительно, я как-то не совсем четко это обозначил. Исправляюсь: идеальный дизайн - это максимальное удобство использования плюс определенная доля эстетики, то есть "когда сущность "выглядит" как нечто уникальное и особенное", НО! только когда это не идет в ущерб удобству.

Я дал такое определение дизайну: "Дизайн - конструирование вещей таким образом, чтобы ими было удобно, легко и приятно пользоваться по назначению и (практически) невозможно не по назначению". Просто я мало акцентировал на слове "приятно". Ведь приятность использования - это не только удобность, я ведь специально написал "удобно И приятно". Может быть удобно - и неприятно одновременно. Ну, бывает такое, хотя и редко. Ну а в "приятность" и входит уникальный внешний вид и прочее.

Но еще раз говорю: сначала надо сделать "хороший нормальный дизайн", что само по себе уже очень много, ибо мало кто сможет сделать хотя бы это. А уже потом - постараться его не испортить уникальным внешним видом. Это самое сложное.

На сегодня о дизайне - все. Жду ваших отзывов. Если интересно - я продолжу и следующая заметка будет на тему "Почему нельзя тырить чужой дизайн".




 :::::  AliMamed пишет 18.05.2001 @ 04:57 
"Дизайн - конструирование вещей таким образом, чтобы ими было удобно, легко и приятно пользоваться по назначению и (практически) невозможно не по назначению. "

это не дизайн, это юзабилити ИМХО
 :::::  Dmitry пишет 22.05.2001 @ 23:17 
По моему, каждому сайту свой дизайн, свою функциональную структуру. Да это не будет оригинально. Это уже трудно сделать необычно. Но возможно поддаться своему ненормальному воображению и сделать классный дизайн, неповторимый , с нигде до этого не встречающейся структурой. Но разберется ли пользователь в этом ?
 :::::  Dennis Artemiev пишет 02.06.2001 @ 13:00 
Господа!

Все эти рассуждения о дизайне, юзабилити и иже с ними, хороши! Но вы не забывайте, что "дизайн" для веб-приложений, в данном случае сайтов -- это просто одноглазый взгляд на сам предмет дизайна. Вспомните о полиграфии, визуальной рекламе и т.п. В большинстве случаев творцу дизайна приходиться решать задачу определенного выбора. (Я говорю абстрактно, так как ваша статья об этом до безобразия абстракта.) Поэтому, напомню вам о том, что существуют определенные правила, пропорции. Элементарно. Если функциональный дизайн, это просто нормальный дизайн, тогда я Upapo Epos! В общем идиологи дизайна, сколько человека не учи рисовать, "правильный" дизайн он все равно не сделает. Так как при создании дизайна, так же как и при разработки рекламного обращения, дизайнер, должен в первую очередь учитывать для чего все это будет делаться. И что именно должен этот "дизайн" отобразить. Более того, на Западе, при заказе в студию оформления чего-либо, всегда ставятся требования, которых должен придерживаться разработчик, в данном случае наш с вами абстрактный дизайнер.

Даже логотипы, и то на западе, да и у нас уже тоже, делаются по определенным маркетинговым планам и т.п.

Тогда вам заново надо выводить "теорему дизайн", а не запихивать "дизайн" в термин "функциональности".

Поэтому, если вы заинтерисованы в дальнейшем развитии понятия "дизайна" вот вам абстракная модель работы обычной дизайн студии. Freelancerы не беруться в счет!

Разрабатываем дизайн чего-либо, не важно будь то токарный станок, визитная карточка, или конструкция вывески над магазином:

1) Заказчик ставит задачи, что он хочет, где это будет размещаться или из чего и где изготавливаться. В идиале дает свой маркетинговый план.
2) Творческий директор (Creative director) изучает план и задачу.
3) Творческий директор советуясь со своими работниками, долго думает об идеи, (в любой случае, так как в основне дизайна должна лежать хорошая идея: идея как таковая, идея как оформить и т.п.) и придумывает.
4) После чего созывает всех работников в кабинет и объясняет задачу.
5) Ставится технологическая задача, какие технические требования должны быть соблюдены. Работа технологов!!!
5) После чего готовятся материалы: фото, иллюстрации, графика и т.д. и т.п., и это все делают разные специалисты, об это уже говорить не буду.
6) И в завершающем этапе все это сводится воедино, и получается "дизайн", который либо работает и соответствует требованиям, представления заказчика, либо нет...
7) Ну и самое последнее -- утверждение проекта. Выступает перед заказчиком менеджер проекта и разъясняет, почему именно такой дизайн, а никакой другой. Рассказывает о всех выгода и благах при использовании такого дизайна в чем-либо.

Так вот вам и задача! После моего экскурса в работу дизайн студий, может вы все-таки найдете правильное определение "дизайна"!!!

Денис Артемьев
Арт-директор

АРТ-О-СФЕРА__________________
мастерская визуальных продуктов

Калининград


 :::::  Spectator пишет 02.06.2001 @ 14:01 
2Dennis Artemiev:
- О. Понял. Очень умнО.
- Спасибо.
- И вам это нравится?
- Что?
- Быть умником.
(С) "Бойцовский клуб"
 :::::  Миша пишет 02.06.2001 @ 14:09 
to Denis:
Нефиг выеживаться. Dixi. Аминь.
 :::::  Dennis Artemiev пишет 03.06.2001 @ 04:54 
Всем, кто восстал против моих замечаний!

Не ради наездов все это писАлось, а ради точности, коль вы ее пытаетесь найти, точность, в данном случае, это понятие (точность), получается, условное. Давайте все-таки дадим определение "дизайна". Но теперь уже точное. Видимо, придется для начала найти сущность дизайна спрятанного в отдельном контексте.
1) Графический дизайн
2) Дизайн интерфейса (в частность ВЕБ-дизайн)
3) Машиностроительный дизайн
4) Дизайн интерьера
5) Ландшафтный дизайн
6) Дизайн ....

Примеров масса! Так может сначала понять, что подразумевается под дизайном в каждом отдельном случае, а не пытаться вывести определение подходящее подо всё!!!

Удачи в изысканиях!

Денис Артемьев
арт-директор, умник-дизайнер
 :::::  Dennis Artemiev пишет 10.06.2001 @ 04:59 
И что больше нет мнений!?
Странно!

В общем, следуя банальному принципу "Молчание -- знак согласия!", можно сделать вывод, что тема, все-таки, до конца вами не раскрыта!

Да, вам еще вопрос на засыпку! В вашем понимании "дизайн знаков, эмблем и логотипов написания", в чем тут функциональность? Сразу хочу заметить, что говорить "Что функциональность эмблемы -- это прежде всего лицо фирмы!!!" не стоит! И так ясно!

Так что же такое "дизайн" ?

Денис Артемьев
арт-директор, лукавый-дизайнер



 :::::  Spectator пишет 10.06.2001 @ 05:22 
Господин Денис Артемьев, давайте не будем выеживаться, а?..

----------

Я был на третьем курсе ЛГУ. Зашел по делу к Мануйлову. А он как раз
принимает экзамены. Сидят первокурсники. На доске указана тема:
"Образ лишнего человека у Пушкина".
Первокурсники строчат. Я беседую с Мануйловым. И вдруг он спрашивает:
- Сколько необходимо времени, чтобы раскрыть эту тему?
- Мне?
- Вам.
- Недели три. А что?
- Так, говорит Мануйлов, - интересно получается. Вам трех недель
достаточно. Мне трех лет не хватило бы. А эти дураки за три часа все
напишут.

(С) Довлатов, "Соло на ундервуде".
 :::::  Dennis Artemiev пишет 11.06.2001 @ 03:50 
Все-таки задела моя постановка вопроса! Спасибо!!!

Вам тогда предложение! Спросите у каждого специалиста в области дизайна, не важно какого, что такое дизайн! И сделайте это все в виде статьи! Что думают профи о своем ремесле, что для них дизайн, что функциональность и т.п. Тогда можено будет вывести формулу качественного дизайна.

Если интерисует мое мнение о дизайне, ну скажем в полиграфии, то я могу ответить просто: "Всему свое место!?©"

Еще будут вопросы?


Денис Артемьев
арт-директор, просто дизайнер, но не кульман!!!
 :::::  Dennis Artemiev пишет 11.06.2001 @ 03:50 
Все-таки задела моя постановка вопроса! Спасибо!!!

Вам тогда предложение! Спросите у каждого специалиста в области дизайна, не важно какого, что такое дизайн для них! И сделайте это все в виде статьи! Что думают профи о своем ремесле, что для них дизайн, что функциональность и т.п. Тогда возможно будет хоть отправная точка для вывода формулы качественного дизайна, да и, дизайна в целом.

Если интерисует мое мнение о дизайне, ну скажем в полиграфии, то я могу ответить просто: "Всему свое место!?©"

Еще будут вопросы?


Денис Артемьев
арт-директор, просто дизайнер, но не кульман!!!
 :::::  africa unite пишет 30.08.2001 @ 23:47 
2Dennis:

У меня вопрос - если Вы Умник (что, конечно, видно сразу и издалека), почему так безграмотно?

И какие могут быть вопросы к риторической (но не бесполезной) статье?
 :::::   пишет 23.10.2002 @ 12:58 
e
 :::::  Аноним пишет 21.08.2004 @ 19:11 
>>>- О. Понял. Очень умнО.
>>>- Спасибо.
>>>- И вам это нравится?
>>>- Что?
>>>- Быть умником.
>>>(С) "Бойцовский клуб"
Тупо цитировать фильмы везде где только прийдется, от этого круче ты не станешь.

 :::::  АРБАТ пишет 22.02.2008 @ 09:40 
2 года занимаюсь дизайном не скажу что крут в фотошопе но и не чайник.А статьи хорошие.Логика и красота должны быть во всем.
Имя:
Email:
URL

Введите сумму двух чисел девять и одинн (девять+одинн=?)
Запомнить мою информацию

* Html запрещен* Ваш E-mail опубликован не будет.

Copyright © 2000-2001 WebScript.Ru nas@webscript.ru
Design © 2001 by Parallax Design Studio (aka Spectator.ru)
Все торговые марки и авторские права на эту страницу принадлежат их соответствующим владельцам.
Сгенерировано за: 0.0236709