Что такое дизайн.
Начать, думаю, следует с определения, что же такое "дизайн". Обратимся, как говорится, "к первоисточнику". Англо-русский словарь дает такое определение:
design "Мегаэнциклопедия" на km.ru дает следующее определения дизайна: ДИЗАЙН (от англ. design замысел, проект, чертеж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - художественное конструирование.Ну а "художественное конструирование" - это "вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами". Словарь Ожегова пишет о дизайне вот что: ДИЗАЙН, а, м. Конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты. Артемий Лебедев говорит о дизайне следующее: "... дизайн, это образ жизни и мысли - дизайнер, вопреки превратному представлению большинства, не только пиксели по экрану гоняет и не только мышью водит по столу. Он делает из хаоса порядок. Он владеет умами. Он создает настроения..." Все правильно. Но не конкретно. На DeusExMachina есть даже отдельная статья, которая так и называется - " Что такое дизайн ( http://webscript.ru///ddd.deusexmachina.ru:8101/soul/whatis/ )". Очень правильная статья. Можно поспрашивать поисковые машины - что же такое дизайн ( http://webscript.ru///www.google.com/search?q=%22%F7%F2%EE+%F2%E0%EA%EE%E5+%E4%E8%E7%E0%E9%ED%22&sourceid=opera&num=0 ). Миша Галушко ( http://webscript.ru///www.zaimka.ru ) говорит: Дизайн - это круглая сковородка. И он прав, но об этом - ниже.
Итак, что же все-таки такое этот "дизайн?"... "Дизайн - это умение рисовать такие загогулины, чтобы пользователь, зайдя на сайт, обязательно воскликнул: "Wow! Этот чувак явно крут в Фотошопе!"" Кто-то не совсем правильно, верно? Поэтому многие пользуются для себя другим определением: "Дизайн - это умение рисовать такие загогулины, чтобы пользователь, зайдя на сайт, обязательно воскликнул: "Wow! У этого чувака явно нет проблем с воображением, а скорее наоборот!"" Зачем они это делают - я опишу позже, а пока - моя формулировка, что же такое дизайн. Дизайн - конструирование вещей таким образом, чтобы ими было удобно, легко и приятно пользоваться по назначению и (практически) невозможно не по назначению. (С) Spectator. И можете меня цитировать! А теперь - буду обосновывать каждое слово. Чтобы не придрались. "Конструирование". Можно использовать "создание", "проектировка" и другие синонимы. То, что дизайн - это создание, думаю, объяснять не надо. Слово "вещь" здесь играет роль собирательного понятия. "Вещью" может быть и сайт, и молоток. Кому не нравится - может использовать слово "сущность", например. То есть дизайн - это создание сущностей. Теперь надо описать характеристику создания сущностей, ибо не каждый процесс создания можно назвать дизайном. Прежде всего, у дизайна есть цель. Четкая, прагматичная цель: сделать так, чтобы вещь работала по назначению, то есть выделить существенные для работы признаки. Выделить их таким образом, чтобы они были очевидны и "принуждали" пользователя поступать именно так, а не иначе. К примеру, молоток. Выделяем признак, необходимый для качественной работы: способность забивать гвозди. Замечательно. Значит то место, каким молоток бьет по гвоздю, должно быть твердым и ровным. Логично? Вполне. Берем железную болванку. Гвозди ей уже забивать можно, но все еще не совсем удобно. Добавляем рычаг - рукоятку. Так значительно лучше. Минимум выполнен. А вот все, что идет за минимум и направлено на дальнейшее повышение удобства пользования - как раз то самое, что отличает хороший дизайн от плохого. Можно, например, поместить на рукоятку в некоторых местах резиновые полоски, чтобы рука не соскальзывала. Это будет дизайном. Можно сделать бьющую часть молотка из золота. Это дизайном не будет. Не потому, что золота жалко, а потому что золото - металл мягкий и такой молоток долго не продержится. Тем не менее, я написал "удобно, легко и приятно пользоваться". В понятие "приятности" входит в том числе и эстетическая красота. Согласитесь, просто приятней держать в руках молоток, металлические части которого, например, хромированы, а не просто являются черными железками. На такой молоток приятней смотреть и другим не стыдно показать. "...формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды" - это как раз и есть то, что я перечислил. Формирование функциональных качеств - это выделение значимых признаков, необходимых для работы предмета, (удобство и легкость пользования) а формирование эстетических качеств - это создание "приятности" пользования предметом. "...и (практически) невозможно не по назначению" - здесь я имел в виду "понятный" дизайн. Кнопки должны вожделеть, чтобы на них нажали. Они должны всем своим видом показывать, что они - кнопки. (Смотри пример ниже). Нормальный текст должен всем говорить: "я - нормальный текст! меня нужно читать!", а ссылки - "мы - ссылки! видите, как мы выделяемся? это неспроста!". Сlick here, как говорится. Идеальный дизайн - это такой дизайн, при котором вещь, попав к вам в руки, "сама по себе" занимает удобное положение и вы уже "знаете" - чисто на уровне ощущений - что с этим предметом делать. Миша Галушко ( http://webscript.ru///www.zaimka.ru ) говорит: Дизайн - это круглая сковородка. Вот именно это оно и есть. Треугольная сковородка - это не дизайн. Это извращение.
Совершенно замечательная статья: User Interface Design for Programmers ( http://webscript.ru///joel.editthispage.com/stories/storyReader$51 ). То есть "Дизайн пользовательского интерфейса для программистов". На самом деле там описывается дизайн интерфейсов "вообще". Я прочитал на одном дыхании. Да, все на английском, но на довольно простом уровне. Не примитивно, а скорей наоборот. Но язык простой и понятный. Чувство юмора опять же - просто замечательное. Мне ни разу не пришлось лезть в словарь. В общем, это один из немногих текстов, который мне тут же захотелось перевести на русский язык. Может быть как-нибудь и переведу, хотя зачем? В оригинале вполне удобноваримо ( http://webscript.ru///joel.editthispage.com/stories/storyReader$51 ). Всем дизайнерам - ознакомиться в обязательном порядке. Лучшие слоты и увлекательные рулетки на нашем сайте. Следующий пример я нагло утащил оттуда. Вот он: ![]() Наглядная иллюстрация неправильного дизайна. Красиво? Может быть. Но неудобно:
сбивает пользователя с толку. "Go" и "Log on" - кнопки, и это видно сразу.
Что касается "sitemap" и "help", то поначалу эти надписи не воспринимаются,
как кнопки. Когда же до пользователя доходит, что на них можно нажать, он
обязательно попытается кликнуть и на надпись "quotes", не являющейся кнопкой.
ИТОГО. Есть некий предмет, который должен работать так, как планирует дизайнер. Цель дизайна - заставить предмет работать нужным образом с наибольшей эффективностью. С этой точки зрения становятся совершенно понятными сайты "дизайнеров". Есть такие сайты, принцип которых: "Дизайн - это умение рисовать такие загогулины, чтобы пользователь, зайдя на сайт, обязательно воскликнул: "Wow! У этого чувака явно нет проблем с воображением, а скорее наоборот!"" Но и тут все верно. ЦЕЛЬ такого сайта - показать всем: "Смотрите! Я дизайнер!
Я крут!". Именно для этого и нужен "навороченный дизайн" - он осуществляет
поставленную цель. Уточнения. Вот такие добавления от Александра Ларьяновского:
Действительно, я как-то не совсем четко это обозначил. Исправляюсь: идеальный дизайн - это максимальное удобство использования плюс определенная доля эстетики, то есть "когда сущность "выглядит" как нечто уникальное и особенное", НО! только когда это не идет в ущерб удобству. Я дал такое определение дизайну: "Дизайн - конструирование вещей таким образом, чтобы ими было удобно, легко и приятно пользоваться по назначению и (практически) невозможно не по назначению". Просто я мало акцентировал на слове "приятно". Ведь приятность использования - это не только удобность, я ведь специально написал "удобно И приятно". Может быть удобно - и неприятно одновременно. Ну, бывает такое, хотя и редко. Ну а в "приятность" и входит уникальный внешний вид и прочее. Но еще раз говорю: сначала надо сделать "хороший нормальный дизайн", что само по себе уже очень много, ибо мало кто сможет сделать хотя бы это. А уже потом - постараться его не испортить уникальным внешним видом. Это самое сложное.
На сегодня о дизайне - все. Жду ваших отзывов. Если интересно - я продолжу и следующая заметка будет на тему "Почему нельзя тырить чужой дизайн".
|