Что такое дизайн.


Прислал: Spectator [ 17.05.2001 @ 15:26 ]
Раздел:: [ Публикации ]


 

Начать, думаю, следует с определения, что же такое "дизайн". Обратимся, как говорится, "к первоисточнику". Англо-русский словарь дает такое определение:
design

1. существительное
1) замысел, план
2) намерение, цель
3) замысел (тайно вынашиваемый план); мн. умысел, интрига (on, against)
4) чертеж, эскиз, набросок; рисунок, узор
5) модель, шаблон; лежащая в основе схема; композиция
6) дизайн

2. глагол
1) задумывать, придумывать, разрабатывать; замышлять
2) предназначать (a book designed primarily as a college textbook — книга, предназначенная преимущественно в качестве учебника для колледжей).
3) проектировать; конструировать
4) делать эскизы, наброски, создавать узоры и т. п.

"Мегаэнциклопедия" на km.ru дает следующее определения дизайна:

ДИЗАЙН (от англ. design замысел, проект, чертеж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - художественное конструирование.
Ну а "художественное конструирование" - это "вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами".

Словарь Ожегова пишет о дизайне вот что:

ДИЗАЙН, а, м. Конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.

Артемий Лебедев говорит о дизайне следующее:

"... дизайн, это образ жизни и мысли - дизайнер, вопреки превратному представлению большинства, не только пиксели по экрану гоняет и не только мышью водит по столу. Он делает из хаоса порядок. Он владеет умами. Он создает настроения..."

Все правильно. Но не конкретно. На DeusExMachina есть даже отдельная статья, которая так и называется - " Что такое дизайн ( http://webscript.ru///ddd.deusexmachina.ru:8101/soul/whatis/ )". Очень правильная статья.

Можно поспрашивать поисковые машины - что же такое дизайн ( http://webscript.ru///www.google.com/search?q=%22%F7%F2%EE+%F2%E0%EA%EE%E5+%E4%E8%E7%E0%E9%ED%22&sourceid=opera&num=0 ).

Миша Галушко ( http://webscript.ru///www.zaimka.ru ) говорит:

Дизайн - это круглая сковородка.

И он прав, но об этом - ниже.

Итак, что же все-таки такое этот "дизайн?"...

"Дизайн - это умение рисовать такие загогулины, чтобы пользователь, зайдя на сайт, обязательно воскликнул: "Wow! Этот чувак явно крут в Фотошопе!""

Кто-то не совсем правильно, верно? Поэтому многие пользуются для себя другим определением:

"Дизайн - это умение рисовать такие загогулины, чтобы пользователь, зайдя на сайт, обязательно воскликнул: "Wow! У этого чувака явно нет проблем с воображением, а скорее наоборот!""

Зачем они это делают - я опишу позже, а пока - моя формулировка, что же такое дизайн.

Дизайн - конструирование вещей таким образом, чтобы ими было удобно, легко и приятно пользоваться по назначению и (практически) невозможно не по назначению.

(С) Spectator. И можете меня цитировать!

А теперь - буду обосновывать каждое слово. Чтобы не придрались. "Конструирование". Можно использовать "создание", "проектировка" и другие синонимы. То, что дизайн - это создание, думаю, объяснять не надо. Слово "вещь" здесь играет роль собирательного понятия. "Вещью" может быть и сайт, и молоток. Кому не нравится - может использовать слово "сущность", например. То есть дизайн - это создание сущностей.

Теперь надо описать характеристику создания сущностей, ибо не каждый процесс создания можно назвать дизайном. Прежде всего, у дизайна есть цель. Четкая, прагматичная цель: сделать так, чтобы вещь работала по назначению, то есть выделить существенные для работы признаки. Выделить их таким образом, чтобы они были очевидны и "принуждали" пользователя поступать именно так, а не иначе.

К примеру, молоток. Выделяем признак, необходимый для качественной работы: способность забивать гвозди. Замечательно. Значит то место, каким молоток бьет по гвоздю, должно быть твердым и ровным. Логично? Вполне. Берем железную болванку. Гвозди ей уже забивать можно, но все еще не совсем удобно. Добавляем рычаг - рукоятку. Так значительно лучше. Минимум выполнен. А вот все, что идет за минимум и направлено на дальнейшее повышение удобства пользования - как раз то самое, что отличает хороший дизайн от плохого. Можно, например, поместить на рукоятку в некоторых местах резиновые полоски, чтобы рука не соскальзывала. Это будет дизайном. Можно сделать бьющую часть молотка из золота. Это дизайном не будет. Не потому, что золота жалко, а потому что золото - металл мягкий и такой молоток долго не продержится.

Тем не менее, я написал "удобно, легко и приятно пользоваться". В понятие "приятности" входит в том числе и эстетическая красота. Согласитесь, просто приятней держать в руках молоток, металлические части которого, например, хромированы, а не просто являются черными железками. На такой молоток приятней смотреть и другим не стыдно показать.

"...формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды" - это как раз и есть то, что я перечислил. Формирование функциональных качеств - это выделение значимых признаков, необходимых для работы предмета, (удобство и легкость пользования) а формирование эстетических качеств - это создание "приятности" пользования предметом.

"...и (практически) невозможно не по назначению" - здесь я имел в виду "понятный" дизайн. Кнопки должны вожделеть, чтобы на них нажали. Они должны всем своим видом показывать, что они - кнопки. (Смотри пример ниже). Нормальный текст должен всем говорить: "я - нормальный текст! меня нужно читать!", а ссылки - "мы - ссылки! видите, как мы выделяемся? это неспроста!". Сlick here, как говорится. Идеальный дизайн - это такой дизайн, при котором вещь, попав к вам в руки, "сама по себе" занимает удобное положение и вы уже "знаете" - чисто на уровне ощущений - что с этим предметом делать.

Миша Галушко ( http://webscript.ru///www.zaimka.ru ) говорит:

Дизайн - это круглая сковородка.

Вот именно это оно и есть. Треугольная сковородка - это не дизайн. Это извращение.

Совершенно замечательная статья: User Interface Design for Programmers ( http://webscript.ru///joel.editthispage.com/stories/storyReader$51 ). То есть "Дизайн пользовательского интерфейса для программистов". На самом деле там описывается дизайн интерфейсов "вообще". Я прочитал на одном дыхании. Да, все на английском, но на довольно простом уровне. Не примитивно, а скорей наоборот. Но язык простой и понятный. Чувство юмора опять же - просто замечательное. Мне ни разу не пришлось лезть в словарь. В общем, это один из немногих текстов, который мне тут же захотелось перевести на русский язык. Может быть как-нибудь и переведу, хотя зачем? В оригинале вполне удобноваримо ( http://webscript.ru///joel.editthispage.com/stories/storyReader$51 ). Всем дизайнерам - ознакомиться в обязательном порядке. Лучшие слоты и увлекательные рулетки на нашем сайте.

Следующий пример я нагло утащил оттуда. Вот он:

perfect example of not so perfect design

Наглядная иллюстрация неправильного дизайна. Красиво? Может быть. Но неудобно: сбивает пользователя с толку. "Go" и "Log on" - кнопки, и это видно сразу. Что касается "sitemap" и "help", то поначалу эти надписи не воспринимаются, как кнопки. Когда же до пользователя доходит, что на них можно нажать, он обязательно попытается кликнуть и на надпись "quotes", не являющейся кнопкой.

ИТОГО.

Есть некий предмет, который должен работать так, как планирует дизайнер. Цель дизайна - заставить предмет работать нужным образом с наибольшей эффективностью. С этой точки зрения становятся совершенно понятными сайты "дизайнеров". Есть такие сайты, принцип которых:

"Дизайн - это умение рисовать такие загогулины, чтобы пользователь, зайдя на сайт, обязательно воскликнул: "Wow! У этого чувака явно нет проблем с воображением, а скорее наоборот!""

Но и тут все верно. ЦЕЛЬ такого сайта - показать всем: "Смотрите! Я дизайнер! Я крут!". Именно для этого и нужен "навороченный дизайн" - он осуществляет поставленную цель.

Уточнения.

Вот такие добавления от Александра Ларьяновского:

  From: Alex Laryanovsky
To: Spectator

> Идеальный дизайн - это такой дизайн, при котором вещь, попав к вам в руки, "сама по себе" занимает удобное положение и вы уже "знаете" - чисто на уровне ощущений - что с этим предметом делать.

Нет, Дим, это не идеальный дизайн. Это "хороший нормальный дизайн". Как круглая сковорода. А "идеальный дизайн", это когда сущность "выглядит" как нечто уникальное и особенное, а при использовани столь же проста и удобна, как и без "идеального дизайна", но с "обычным".

И еще - ты, Миша, еще МНОГО человек понимают, где грань между функциональностью и дизайном. Более того, и ты тоже про это писал много раз. Но в этой статье ты не четко отделил зерна от плевел и, мне кажется _не_все_ читатели сходу поймут разницу, тем более что "треугольная сковородка" - это функциональность.

Действительно, я как-то не совсем четко это обозначил. Исправляюсь: идеальный дизайн - это максимальное удобство использования плюс определенная доля эстетики, то есть "когда сущность "выглядит" как нечто уникальное и особенное", НО! только когда это не идет в ущерб удобству.

Я дал такое определение дизайну: "Дизайн - конструирование вещей таким образом, чтобы ими было удобно, легко и приятно пользоваться по назначению и (практически) невозможно не по назначению". Просто я мало акцентировал на слове "приятно". Ведь приятность использования - это не только удобность, я ведь специально написал "удобно И приятно". Может быть удобно - и неприятно одновременно. Ну, бывает такое, хотя и редко. Ну а в "приятность" и входит уникальный внешний вид и прочее.

Но еще раз говорю: сначала надо сделать "хороший нормальный дизайн", что само по себе уже очень много, ибо мало кто сможет сделать хотя бы это. А уже потом - постараться его не испортить уникальным внешним видом. Это самое сложное.

На сегодня о дизайне - все. Жду ваших отзывов. Если интересно - я продолжу и следующая заметка будет на тему "Почему нельзя тырить чужой дизайн".